Архитектура, графика, живопись и дизайн - сферы профессиональной деятельности Мухаммаджона Фазылова, но "В работе над частными домами на заказ, прежде всего нужно быть психологом", - считает он. О процессе реализации подобных заказов, - от создания проекта и до сдачи дома под ключ.

Что такое дом и каково его предназначение, известно каждому. Каждый волен вообразить дом своей мечты, неповторимый и идеальный.

И каким бы он не был, беломраморным дворцом у моря или избушкой на опушке, дом этот всегда будет воплощением индивидуального представления его создателя об уюте и комфорте.

Но для многих мечта, увы, останется только мечтой. Однако есть счастливцы, которые имеют средства для ее осуществления, но когда они на это решаются, то останавливаются перед выбором: купить ли уже готовый дом, выбрав тот, что более всего соответствует их требованиям, хотя чего-то в нем и будет не хватать, а что-то, наверняка, окажется лишним, или взяться за строительство собственного дома. Выбравшие второй путь, сталкиваются с новым вопросом: как это сделать?

"На самом деле, "как сделать?" - это второй вопрос и относится он непосредственно к исполнителю заказа, -говорит Мухаммаджон Фазылов. - А первый и самый важный: " что именно нужно делать?", потому что четко сформулированная задача уже несет в себе решение. Однако, чаще всего, заказчик имеет на этот счет самое смутное представление и старается возложить всю ответственность на плечи архитектора, мол, профессионалу виднее. Но жить то в этом доме будет не архитектор. Поэтому, прежде чем принять заказ, я принимаю на себя роль психолога. Мне нужно ознакомиться с желаниями данной семьи. Не обязательно с образом дома, каким они себе его рисуют, а скорее с образом жизни членов семьи, с их привычками и интересами, с тем, что для них наиболее ценно, скажем, уединение и уют или же простор и панорамные виды. Для меня это основополагающий и самый сложный этап работы с заказчиком.

Параллельно с этим архитектору необходимо ознакомиться с местностью и геологией участка, не упустить из виду такие прозаические вещи, как канализация и водоснабжение, о которых склонны забывать строящие воздушные замки заказчики.

Из совокупности всего этого рождается образ дома, а значит можно приступать к следующему этапу работы - к проекту. В понятие проекта входит не только внешний вид, как иной раз представляют себе люди несведущие. Правильное проектное решение означает, что дом будет не только радовать глаз, но и отвечать своему
предназначению, будет не только ладно скроен, но и крепко сшит, не разрушит рамок семейного бюджета, обеспечит потребности каждого члена семьи и, наконец, станет органической частью окружения. Работа архитектора, дизайнера - это искусство, это сложный творческий процесс, требующий больших душевных затрат. Заказчик должен знать, что такая работа стоит недешево.

Если же говорить о конкретном проекте жилого дома, то могу сказать, что мне повезло с заказчиком. Он не диктовал жесткие условия работы, благодаря чему мы имели достаточно времени до проведения отделочных работ, и дали зданию отстояться и просесть. Во внешнем и внутреннем обликах дома присутствуют мотивы стиля "модерн", потому что он , на мой взгляд, созвучен настрою данной семьи, вообще близок нашему менталитету, так как исторически возник в эпоху активного привнесения в западное искусство элементов различных восточных культур. Нельзя не учитывать и культурные традиции, в которых живет семья заказчика.

В пространственном решении большого каминного зала было важно сочетание больших воздушных объемов, залитых потоками солнечного света из стеклянной арки в дневное время, и праздничной атмосферы вечера, когда блики огня в камине и свет кованных канделябров, подчеркивают теплый колорит стен, а лампы необычного по форме подвесного потолка создают графический рисунок из света и тени. Подвесной потолок из гипсокартона безлик в своем традиционном виде, но это потенциально очень мобильный материал и конструкция, а игра светотени просто творит чудеса.

Кухня соответствует требованиям современной хозяйки. Она светлая и просторная, отделена от холла-гостиной ажурной деревянной решеткой, узор которой воспроизведен в рисунке кухонного потолка. Это сугубо хозяйственное помещение, которое выдержано в едином стиле дома, что подчеркивают и арочные окна.

Я использовал готовые пластиковые рамы, потому что они вписывались в стилистику, просты в установке и эксплуатации, не требуют в дальнейшем покраски и обладают высокими теплоизоляционными свойствами.Окна - это глаза дома, без которых он слеп и подобен бункеру. Я выбрал для них арочную форму, потому что она остается пластичной вне зависимости от размеров. Но я перевернул эти арки на 180 градусов и их необычный вид стал важным декоративным элементом интерьера и экстерьера.

Арочный мотив поддержан ложными арками стен внутреннего двора и полуарками в жилых комнатах. Полуарки создают впечатление оконных проемов, но на самом деле между ними и настоящими окнами есть небольшие выносы, на которых разместятся миниатюрные зимние сады. Цветущие вьющиеся растения такого сада, находясь в комнате, выходят как бы и за ее пределы. Такая "зеленая зона" очень важна, потому что благодаря ей жилое помещение перестает быть визуально замкнутым пространством.

Дом - единый организм, в котором каждая деталь, помимо практической и функциональной ролей, должна исполнять роль эстетическую. Например, входная дверь. Она выполнена на заказ по моему эскизу. Массивная, прочная и добротная, она не кажется тяжеловесной, изящество ей придает резной рисунок в стиле модерн и цвет ее будет гармонировать с цветовой гаммой окружения и других деревянных деталей интерьера. Остальные двери были закуплены, но доработаны и доведены до общего замысла, в частности, с дверных рам были сняты пороги, об которые так часто травмируются дети и пожилые люди. Пусть понадобилось больше времени, но приобретенное удобство всё окупает.

Или возьмем лестницу, ведущую на второй этаж. Она интересна по конструкции, широкие, но невысокие ступени ее рассчитаны на то, что ею будут пользоваться и дети, а предполагаемые кованные перила составят ансамбль с кованными канделябрами и каменной решеткой.

Архитектору необходимо учитывать и такие, на первый взгляд, смешные вещи, как график передвижения в доме. Потому что из этого расчета определяются ширина коридоров, дверных проемов и лестниц.

На втором этаже дома, так называемый "спальный район", каждый член семьи имеет право на уединение. Спальная комната, небольшая гардеробная и отдельная ванная комната - это некий локальный комплекс. В доме таких комплексов несколько. А детский комплекс отличается от остальных большими размерами, ведь дети более подвижны и им требуется больше жизненного пространства.Дизайн потолка в каждой комнате индивидуален, что подтверждает мои слова о пластических возможностях гипсокартона.

В доме есть еще один уровень, это чердак, из которого я выделил просторное помещение-мансарду. Оно станет кабинетом - студией. При столь близком соседстве с крышей, здесь была необходима максимальная теплоизоляция. Основным теплоизолирующим материалом я избрал наш старый добрый тростник. Разница температур в этой студии и соседствующим с ней чердачным помещением составляет не менее 10-12 градусов.

Я предполагаю винтовую лестницу, соединяющую кабинет-студию со вторым уровнем, сделать стеклянной. Так она будет просматриваться из каминного зала-гостиной, и такой материал, как стекло, придаст ей большую декоративность, воздушность. Если удастся преодолеть некоторые технологические сложности по изготовлению плит из специального стекла, то эта лестница станет одним из главных украшений интерьера.

Здесь особые полы, которые со временем не будут скрипеть и проваливаться, и гарантировано защищены от сырости и рассыхания. Изготовление их довольно трудоемко, но полученный результат того стоит. Полы в разрезе подобны многослойному пирогу: основания для обрешетки, из многослойной фанеры, пристреливаются к слою пенистого полиуретана, затем крепится сама обрешетка из пробитумированных с трех сторон брусьев, и ее ячейки заполняются мелким речным песком. Затем набиваются плашки пола, тщательно подгоняются швы, а после все шлифуется и многократно лакируется. Я сохранил естественными цвет и фактуру дерева, что способствует созданию уютной атмосферы дома. Так как цвет лиственницы варьируется от светло-соломенного до темных тонов, то это позволило, при наборе полов разных помещений, играть цветовыми переходами. В каждой комнате свой рисунок пола.

В дальнем конце двора выстроен комплекс, состоящий из гаража, сауны с крытым бассейном, бильярдной, обширного подвального помещения и летней кухни с традиционным очагом, мангалами, тандыром и самой современной системой воздушных вытяжек.

Сам двор будет состоять из двух уровней, задняя часть его приподнимется. Здесь будут бассейн, деревья, цветы, дорожки, газон. Из всего перечисленного можно составить массу вариантов для оформления, а профессиональный дизайнер доведет любой из предложенных вариантов до гармоничного единения с архитектурой дома.

После завершения отделочных работ начинается оформительская работа дизайнера. Это завершающий и, наверное, самый щепетильный этап, на котором происходит как бы "одушевление" дома. И здесь необязательных мелочей быть не может. Цвет и фактура стен определяют, какими будут гардины, обивка мебели и прочее, архитектурные формы диктуют стиль мебели и такие подробности, как форма дверных ручек и даже столовых приборов. Это абсолютно артистический процесс, результатом которого станет гармоничное и тщательно продуманное жилое пространство. Поэтому очень важно, чтобы заказчик принимал в этой работе активное участие и согласовывал свои желания с опытом профессионального дизайнера. Приведу один пример: в организованном мной интерьере светлых тонов и мягких фактур, заказчик повесил несколько картин. Не обладая художественным вкусом, он купил некие ремесленные полотна, очень агрессивного колорита, в золоченных багетных рамах. В итоге, эти чужеродные картины совершенно разрушили мирную атмосферу гостиной, что, в конце концов, и вынужден был признать сам хозяин дома.

Я говорю это не для того, чтобы утвердить диктат дизайнера над волей заказчика. Просто, чем выше культурный уровень заказчика, тем легче работать исполнителю. В обратном случае, я рекомендую с доверием относиться к тому, что делает профессиональный архитектор или дизайнер, довериться его опыту и творческой силе.
Как дом, рано или поздно, нуждается в ремонте, так и дизайн интерьера требует каких-либо изменений, иногда кардинальных. Лет через пять, возможно, морально устареет интерьер и этого дома. Интересно ли мне будет заниматься разработкой другого дизайна в тех же стенах? Безусловно. Я не считаю это вхождением в одну и ту же реку. К тому времени я изменюсь, да и само время изменится. Это будет совершенно новый этап".



 

 

Проект жилого дома в Ташкенте

 

Проект ресторана кафе бара в Алма-ате